История церкви святого пророка Илии в деревне Скурыгино Чеховского благочиния Московской епархии (уничтожена до основания в 1932 году)

Церковь во имя святого пророка Илии в деревне Скурыгино впервые упоминается в писцовых книгах 1647 г. как деревянная, стоявшая на старинном Ильинском погосте на речке Сухой Челвени: «А на погосте стояла деревянная церковь Илии Пророка без пения, церковной земли пашни наездом пахано и перелогом и лесом поросло, середней земли 10 чети в поле, а в дву потомуж, сена 12 копен».

Вновь упоминается церковь в дозорных книгах 1680 г.: «На церковной Ильинской земле построена новая деревянная церковь Пророка Илии, но еще не освящена и попа у той церкви и причетников нет, а построил боярина Ивана Михайловича Милославского человек Семен Тимофеев и приходские люди; от Москвы та земля 45 верст, по близости больших дорог нет; а приказано беречь ту Ильинскую землю погоста, что на речке Чолвени, церкви Покрова Богородицы попу Епифану да дьячку Никонку».

Однако вскоре после этого церковь Ильи пророка сгорела, вследствие чего…

Читать далее »

arhive_foto

 

…согласно распоряжению Патриаршего казенного приказа от 05.12.1693 г., в 1696 г. в ближайшей деревне Юшкове (современной Слепушкиной) была  построена церковь в честь святителя Николая: «…ся Ильинская церковь велено построить против челобитья окольничаго Михаила Ивановича Глебова в московском уезде, в Замыцкой волости, в деревне Юшкове, а прежнее церковное место и кладбище, где была Ильинская церковь до пожара, огородить забором, а под усадьбу попу с причетники земли велено отвести в деревне Юшкове, близ того места где церковь построить, а прежнюю Ильинскую землю, всего что есть, отдать тоя Ильинской церкви, что будет в деревне Юшкове, попу с причетники; а о строении церкви в деревне Юшкове благословенная грамота дана»[1].

В 1702 г. в новопостроенную церковь был выдан антиминс. Известны имена лиц, служивших в Никольской церкви в начале XVIII в. В 1704 г. ими были священник Лев Емельянов и дьячок Антон Емельянов, а в 1709 г. – священник Сергей Тимофеев и дьячок Леонтей Федоров.

Благодаря сохранившемуся плану села Никольское (Юшково) конца XVIII в., на котором обозначена Никольская церковь, предоставляется возможным локализовать ее местоположение. Церковь стояла в центре села на берегу реки[2].

В 1785 г. владелец с. Слепушкино, Никанор Семенович Хитрово, просил архиепископа Московского и Калужского Платона о разрешении перекрыть на Никольской церкви, состоящей в то время в твердости, крышу и «другие касающиеся до нее ветхости (кроме святого алтаря) поправить», на что владыка Платон дал свою резолюцию: «Когда пономарь будет определен, то сие исправить дозволить»[3].

Сохранилась клировая ведомость Никольской церкви 1798 г. Согласно ней, «Подольскойокруги Хотунския десятины село Юшково Слепушкино тож, в нем церковь, во имя Николая чудотворца деревянная и утварью скудна». В церкви в то время служили: священник Андрей Алексеев 61 г., дьячок Андрей Андреев[4] и пономарь Самсон Андреев.

Когда была разобрана Никольская церковь точно не известно, но в 1845 г. ее уже не существовало. В клировой ведомости Ильинской церкви за тот год читаем: «…приписной церкви ныне существующей церкви нет. А была приписана церковь во имя Николая Чудотворца, состоявшая в селе Юшкове, что ныне называется сельцом Слепушкиным, и упразднена…»[5].

Впоследствии сгоревшая Ильинская церковь была все-таки восстановлена на прежнем месте. Об этом свидетельствует клировая ведомость церкви за тот же 1798 г., которая гласит: «Подольской округи Хатунския десятины погост, что на Чалвене, в нем церковь во имя святого пророка Илии деревянная и ветхости склонна, утварью средственна». Причт указанной церкви в то время состоял из священника Ивана Петрова 56 л., священника Стефана Михайлова, дьячка Ивана Андреева 21 г. и пономаря Андрея Ильина 50 л.[6]

Уже к тому времени действительному камергеру Василию Семеновичу Васильчикову было дозволено вместо деревянной построить на этом месте каменную церковь,[7] которая была выстроена вместе с колокольней в ближайшие после этого годы с приделом в трапезной в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Сохранилось более позднее описание церкви:«Ильинская церковь – кирпичная на каменном цоколе, снаружи и внутри оштукатурена, снаружи окрашена клеевой краской, внутри – масляной; покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской.

Длина церкви, считая и колокольню, 16 саженей 2 аршина, наибольшая ширина — 4 сажени 1 аршин 8 вершков, высота до верха карниза в настоящей – 4 сажени 21 вершок, в трапезной – 8 аршин 10 вершков, на церкви имеется одна главка; больших окон – 15 штук, с двойными рамами, высота их – 1 сажень 6 вершков, ширина — 1 аршин 6 вершков;окон малых циркульных 9 штук, с двойными рамами, из них в трех окнах диаметр равняется 2 аршинам, а в шести равняется 1 аршину 8 вершкам; дверей наружных – 6 штук; все створчатые: три дощатые обшиты железом, одна обшита войлоком и клеенкой и две вязаные без обшивок; внутренних дверей – 5 штук, все створчатые вязаные со стеклами.

Иконостас в настоящей церкви длиной 4 сажени, высотой – 4 сажени. Оценен в 7200 рублей. Иконостас в приделе полной длиной по солее и боковой части алтаря – 8 аршин, 8 вершков, высотой – 4 аршина, 4 вершка. Оценен в 1000 рублей.

Церковь отапливается одной духовой печью. Колокольня в три яруса – кирпичная на каменном цоколе, снаружи и внутри оштукатурена и покрашена клеевой краской; покрыта железом, окрашенным масляной зеленой краской; общей высотой она до верха карниза 8 саженей 2 аршина 10 вершков; в колокольне имеются: два циркульных окна с одними рамами, диаметр их равняется 1 аршину 8 вершкам, над входными пролетами 2 полуциркульные рамы со стеклами, высота их 1 аршин, а ширина – 2 аршина 8 вершков».[8]

В 1808 г. храмоздатель В. С. Васильчиков скончался и был захоронен в новопостроенной церкви.

В 1812 г. в Скурыгинском приходе продолжали совершаться требы: крещения младенцев, обручения и венчания молодых и отпевания умерших и убитых, о чем свидетельствуют записи в метрической книге церкви за 1812 г. Например, одна из записей гласит: «Сентября 28. В том же сельце[т. е. Канищеве – М.Д.] в нашествии неприятеля застрелен ими крестьянин Григорий Кирилов, коему отроду было 22 года. Погребен октября 3-го числа при означенной церкви священником Иваном Диомидовым[9] с причтом».[10]

Пребывание французов в Скурыгино описывает журнал военных действий штаба М. И. Кутузова: «Кудашев доносит, что посланная от него партия открыла в селе Васильевском-Скурыгине неприятельские войска, напала на них и прогнала до деревни Петровской, где они предприняли оборону; но есаул Анафин ударил на них, взял в плен 27 французов и 10 положил на месте, а остальные спаслись бегством»[11]. Однако французские солдаты успели до прихода Кудашева частично разграбить Ильинскую церковь.

Согласно «Ведомостям состояния церквей и монастырей после нашествия неприятеля», церковь «Ильинская в Васильевском Скурыгино тож с приделом Феодоровской Божия Матери цела. Иконостасы с иконами, престолы с антиминсами целы. Церковная утварь и ризница в небольшом количестве похищена. Книги имеются», 4 двора священно-церковнослужителей и 120 дворов прихожан целы и все члены причта были налицо[12].

Аналогично писали священник Иоанн Диомидов и коллежский асессор Александр Васильевич Васильчиков в прошении на имя епископа Дмитровского Августина в декабре 1812 г.,«церковь каменного здания во имя пророка Божия Илии и в ней придел Федоровския Божия Матери что в селе Васильевском в нахождение французской армии разграблена». В тоже время,«Престолы и жертвенники, — рапортовал священник, — состоят на своих местах – одежды и срачицы в целости и святые антиминсы находятся сохранены». В связи с этим, «Ваше Высокопреосвященство и просим об разрешении оного храма для божественной службы», — завершал свое прошение иерей Иоанн.

В связи с указанным прошением в январе 1813 г. Ильинская церковь была освящена, о чем рапортовал тому же епископу Августину местный благочинный, священник Иван Матвеев. «По резолюции вашего преосвященства, — писал отец благочинный, — велено мне освятить ведомства моего Подольской же округи церковь святого пророка Божия Илии и придел Феодоровския Божия Матери, что в селе Васильевском, означенной придел Феодоровския Богородицы прошедшего Генваря 3-го числа, а настоящая сего марта 9-го числа мною по чиноположению церковному освящены, о чем Вашему Преосвященству благопочтеннейши и репортую».[13] Таким образом, в церкви были восстановлены богослужения, в том числе заупокойные по храмоздателю В. С. Васильчикову.  Об одном из таких богослужений упоминает его невестка, Александра Ивановна Архарова, в письме из Москвы своей матери в 1819 г. после посещения вместе с мужем села Васильевское-Скурыгино: «…во вторник  он меня повел в церковь, где погребен батюшка и мы слушали панихиду»[14].

В XIX в. у местных помещиков Васильчиковых сложилась традиция хоронить членов своего рода в Ильинской церкви. В 1825 г. здесь была похоронена А. П. Васильчикова (ур. Зубова) 1783 г. р.[15], а в 1826 г. — супруга храмоздателя и дочь гетмана Украины Анна Кирилловна Васильчикова (ур. Разумовская), принявшая в последние годы жизни монашество с именем Агния.

Над местом ее захоронения была следующая надпись: «Против сего места покоится тело Анны Кирилловны, супруги Василия Семеновича Васильчикова и дочери последнего гетмана Малороссии и генерала фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского, в инокинях Агнии, род. 1754 года дек. 1, ск. 1826 июн. 20». В память о монахине Агнии ее сыном, А.В. Васильчиковым, был отлит колокол-благовестник к Ильинской церкви с надписью: «Сей колокол вылит надворным советником и кавалером Александр. Васильев. Васильчиковым в память матери своей, монахини Агнии к церкви Пр. Илии, что в селе Ильинском Васильевскоетож весу 79 п. 27 фунтов[16] 1826 года августа лит в Москве на заводе купца Михаила Водонова»[17].

В течение ХIХ столетия в церкви Ильи Пророка продолжали погребать членов рода Васильчиковых.  Ко времени издания великим князем Николаем Михайловичем Романовым«Русского провинциального некрополя» в 1914 г., в скурыгинской церкви среди прочих были похоронены Васильчикова Анна Александровна (1807-1836), Васильчикова (ур. Зубова) Глафира Петровна (1776-1838) с мужем Александром Васильевичем (1777-1842), княгиня Шаховская (ур. Васильчикова) Екатерина Александровна (1808-1830), Васильчикова Мария Александровна (1812-1842), Васильчиков Василий Александрович (1813-1826)[18] и Васильчиков Василий Алексеевич (1825-1861)[19], скончавшийся в с. Васильевском Тульской губернии.[20]

К сожалению, клировые ведомости церквей Подольского уезда за период с середины XIX в. до 1916 г. утрачены, поэтому известны лишь отдельные священно-церковнослужители церкви св. Илии Пророка. В 1820-е гг. дьячком при церкви был Иван Петров, родившийся около 1804 г. в семье дьячка Никольской церкви села Никольское Подольской округи Петра Иванова, обучавшийся в Московском приходском училище, женившийся и определенный в 1820 г. дьячком к Покровской церкви села Чириково Подольского уезда, а в 1823 г. переведенный в село Васильевское-Скурыгино и в 1825 г. посвященный епископом Дмитровским Кириллом (Богословским-Платоновым) в сан чтеца. За участие в 1822 г. в незаконном венчании отбывал в 1826 г. несколько месяцев заключение в Давидовой пустыни[21]. Известно также, что в 1854 г. диаконом в Скурыгинской церкви был о. Михаил Дмитриев[22].

В 1871-1892 гг. настоятелем Ильинской церкви был священник Василий Александров Протопопов. Отец Василий родился в семье диакона Московской епархии около 1848 г. Окончив в 1870 г. Вифанскую духовную семинарию по первому разряду, он был определен в 1871 г. священником в село Васильевское-Скурыгино, где прослужил до своего перевода в церковь Рождества Христова в селе Быково Бронницкого уезда Московской губернии в 1892 г., откуда был позже, в 1894 г., переведен в церковь Рождества Христова у озера Данилищево того же уезда[23].

Именно на время настоятельства в селе Скурыгино священника В.А. Протопопова пришелся проект Императорской археологической комиссии по составлению в 1887 г. метрик церквей Российской империи, описывающих здания церквей и их убранство. Составленная священником Василием в связи с этим метрика, содержащая также и рисунок церкви, хранится в Архиве Института истории материальной культуры РАН[24].

В 1892 г. при церкви была открыта Васильевско-Скурыгинская церковно-приходская школа. В школе, которой заведовал священник Василий Богданов, ежегодно училось 50-60 детей. С 1896 г. школа разместилась в отдельном здании, построенном на средства ее попечительницы – фрейлины Ея Императорского Величества Екатерины Петровны Васильчиковой.[25] Надо сказать, что помещица уделяла большое внимание воспитанию местных детей. Московские церковные ведомости сообщали в 1899 г. следующий характерный для личности Екатерины Петровны факт. В Ильин день, когда сельчане пьянствовали, их дети были обособлены помещицей в своей усадьбе, где для них был организован детский праздник.[26]

В начале ХХ в. в приход скурыгинской церкви помимо самого села входили еще четыре соседние деревни: несуществующая сегодня деревня Канищево, вошедшие в Чеховский район деревни Панино и Слепушкино и оставшаяся в Подольском районе деревня Чернецкое.

В д. Слепушкино существовала с 1870 г. деревянная кладбищенская часовня на месте разобранной еще в XVIII в. церкви. Сохранилось описание часовни: «Часовня при деревне Слепушкине деревянная бревенчатая на каменном фундаменте, крыта тесом, окрашена клеевой краской. Длина ее 8 аршин, ширина 8 аршин, высота 4,5 аршина, на часовне имеется главка; окон в ней 2 штуки с одними рамами, высота их 1 аршин 4 вершка, ширина 12 вершков, дверей 1 штука дощатая створчатая».[27]

В д. Чернецкое тоже существовала часовня, каменная, [28] или даже храм, о чем говорит заголовок не сохранившегося до наших дней в фонде Московской духовной консистории дела «О перестройке часовни в каменный храм в деревне Чернецкой Подольского уезда».[29]

Мне кажется, этот факт связан с тем, что именно из этой деревни был избран еще в 1870-е гг. церковный староста Ильинской церкви и с тем, что деревня была богатой. Д. Чернецкая славилась своим промыслом – кустарным производством поярковых шляп. Под старым названием Вельяминово она вошла в связи с этим даже вЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.[30]

Окормлялскурыгинский приход церковный причт, состоявший из священника и псаломщика. Диакона в приходе не было со времени кончины в 1885 г. диакона Григория Смоленского.[31] Таким образом, клир составляли священник Василий Георгиевич Богданов (+1917) и псаломщик Павел Розанов. Церковным старостой был Николай Ефимович Блинов. Именно эти лица создавали дух прихода, согласно русской пословице «каков поп, таков и приход», поэтому хотелось бы остановиться на их судьбах подробнее.

Священник Василий родился в селе Тешилово Клинского уезда Московской губернии в семье местного священника Георгия Богданова. По окончании Вифанской духовной семинарии в 1890 г. священник Василий поступил в 1893 г. на место священника Василия Александрова Протопопова[32] в причт церкви села Васильевское-Скурыгино[33].

В 1896 г. на священника Василия Богданова была подана анонимная жалоба, подписанная именем несуществовавшего крестьянина деревни Чернецкое Акима Иванова Цветкова. При разборе дела оказалось, что не только крестьянина А.И. Цветкова в Чернецком не проживает, но и жизнь священника целиком соответствует христианскому образу жизни: «Относительно нашего местного священника Василия Богданова, — писал сельский староста д. Чернецкой Г.Т. Кирюхин, — по совести скажу, что он священник исправный. Требы в нашей деревни исправляет неопустительно. Богослужение совершает благоговейно и трезвенно»[34]

В 1901 г. священник Василий был награжден набедренником.[35] Вот как еще характеризовали священника его современники:

«…Много пришлось перенести о. Василию в борьбе с трудностями жизни. Материально необеспеченный и имевший на руках 6 детей, покойный всего себя и все свои силы отдал на служение ближнему. Он никогда никого не чуждался. Двери дома его были открыты для каждого. Со всеми он поговорит, бывало, и каждого обласкает. В его обращении чувствовалась простота и сердечность. На лице его всегда была заметна ласковая, приветливая улыбка, которая привлекала всякого, кто с ним говорил. Кому приходилось присутствовать в храме, где служил о. Василий, тот выносил отрадное впечатление. Усопший был чужд в богослужении показной стороны. Но он всегда с высоким внутренним подъемом совершал богослужение, — он говорил: «для священника каждая служба есть праздник»…

О. Василий отличался миролюбивым, тихим, кротким характером. Он всегда был благодушен, во всех его словах, поступках и движениях проглядывала бесхитростная простота и почти детская благоснисходительность. Он был поистине пастырь добрый, прекрасный семьянин, любящий благопопечительный отец семейства…

… У о. Василия была церковно-приходская школа и земская в деревне, отстоящей от села на 5-6 верст [в деревне Чернецкое – М.Д.]. В эту школу и осенью и весной о. Василий ходил пешком, на что употреблял буквально целый день. Темно уходил из дому и темно возвращался усталый, холодный и голодный. В дороге труженика-пастыря заставали и дождь, и грязь и осенняя непогода. Укрыться было негде: сзади и впереди лес, грязь и ветер, ни селения, ни избушки на дороге. Нанять подводу и дорого, под час и не на что, а больше и некого… Идти же в школу о. Василий считал священным долгом, невзирая ни на какие невзгоды или препятствия…».[36]

Как мы видим, священник Василий приобрел любовь своих прихожан. И когда в 1907 г. он был перемещен на место своего скончавшегося отца, скурыгинские крестьяне выхлопотали его возвращение.[37]«Когда он был назначен в с. Тешилово на место умершего своего родителя – на свою родину, то, по просьбе своих прихожан и ради любви к ним, он отказался от этого лестного назначения, за что прихожане в знак благодарности поднесли о. Василию иконуФеодоровской Божией Матери в серебряно-вызолоченой ризе», — вспоминали прихожане.[38]

Псаломщик Павел Розанов сначала служил в соседней церкви в честь Грузинской иконы Божией Матери в селе Якшино, но в 1896 г. был переведен в с. Васильевское-Скурыгино на место скончавшегося псаломщика Александра Николаевича Соколова (+ 1896).[39] В 1908 г. псаломщик Павел был уволен за штат. Его преемником стал его зять и сын уже упомянутого псаломщика Александра — Алексей Александрович Соколов (1889-1979).[40]

Псаломщик Алексей учился в двух классах Перервинского духовного училища. Как уже было сказано, в 1908 г. он занял место псаломщика в скурыгинской церкви, а в следующем, 1909 г., был утвержден в этой должности.[41]

В 1915 г. священник Василий был парализован, в связи с чем его уволили за штат. После чего больного священника перевезли в дом его родителей в с. Тешилово, где 19 января 1917 г. он скончался в возрасте 48 лет. На погребение в качестве представителя от скурыгинского прихода прибыл церковный староста Николай Ефимович Блинов. Он происходил из крестьян деревни Чернецкое и был избран старостой еще в 1871 г.[42]Отпевание священника Василия было совершено священниками с. Троицкого — Кайнарджи Ф. Н. Преферансовым, с. Завидова В. С. Дмитровым, с. Тешилово И. И. Мазуровым  и В. А. Афонским и с. Скурыгино Иоанном Филипповичем Сарыкиным и двумя диаконами. Священник Иоанн Сарыкин сказал трогательное надгробное слово, которое было опубликовано вместе с некрологом в Московских церковных ведомостях. Священник Василий был погребен возле алтаря церкви Вознесения Господня в с. Тешилово.[43]  Сегодня это село входит в Конаковский район Тверской области. Тешиловская церковь была взорвана, поэтому не осталось следа и от могилы священника Василия Богданова.

Вместо священника Василия настоятелем скурыгинской церкви, как было сказано выше, стал священник Иоанн Сарыкин,[44] т. к. последний был с 1899 г. женат на дочери священника Василия – Нине Васильевне.[45] Отец Иоанн родился в селе Холм Можайского уезда в семье крестьянина-плотника, который погиб на работе от упавшего дерева, и его жены, умершей вскоре после мужа от горя. Оставшись в 8 лет круглым сиротой,[46] Иоанн окончил в 1899 г. Холмскую церковную учительскую школу, после чего был учителем и законоучителем Лаврской церковно-приходской школы в Сергиевом Посаде. За усердную службу Иоанн Филиппович был многократно поощряем наградами. В 1909 г. он был награжден серебряной медалью в память 25-летия существования церковно-приходских школ. В 1912 г. он был награжден бронзовой медалью в память Отечественной войны 1812 г. В 1913 г. он был награжден бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. В 1915 г. он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте. В 1918 г. бы награжден набедренником.[47]

В 1919 г. в церкви появился диакон, которым стал псаломщик Алексей Соколов.[48] Место псаломщика занял местный крестьянин Платон Александрович Бузин, женатый, имевший 6 детей. Из клировой ведомости церкви за 1923 г. мы также узнаем имена церковного старосты и просфорницы. Первым с 1922 г. был Егор Степанович Дорогов 48 лет, вдовый, имевший 3 детей. Другой еще с 1893 г. была Анна Петровна Померанцева 65 лет, девица.[49]

Сохранилась «Опись движимого имущества Ильинской церкви при селе Скурыгино Молодинской волости Подольского уезда», составленная в 1922 г. Из нее мы узнаем, что в церкви имелось 50 икон, 2 антиминса, 2 чаши, 2 дискоса, 2 звездицы, 4 блюдца, 2 ковша, 2 лжицы, 2 копия, блюдо для хлебов, литийная чаша, водосвятная чаша, семисвечник, 2 дарохранительницы, 4 Евангелия, 17 стоячих подсвечников, 9 висячихподсвечников, 2 хоругви, 10 комплектов облачений, 2 паникадила, Голгофа, 2 пары венцов, 3 стола, 5 аналоев, Плащаница, купель, 2 свечных ящика, шкафчик для книг, лестница для зажигания паникадил, стремянка и 2 кадила. Опись была заверена священником Иоанном Сарыкиным, временно исполняющим должность псаломщика Бузиным и секретарем Семеновой.[50]

О жизни прихода в первые советские годы нам сообщают также местные газеты. Вообще, газеты 1920-х гг. проявляют большой интерес к церковной жизни. Они освещают ее несколько иронично, однако газетные публикации еще не приобрели ярой безбожной окраски. Некий Черный в 1928 г. в газете «Подольский рабочий» написал стихотворение о скурыгинском приходе тех лет под названием «Поповское самообложение», где высмеивает намерение клира и прихожан церкви перелить колокол.[51]

Есть сведения о том, что крестьяне деревни Панино, входившей в скурыгинский приход, в 1928 г. еще праздновали престольный праздник в Ильин день.[52] Многие светские должности занимали еще пока люди церковные. «…Предсельсовета, Караченков – до выборов был дьяконом, регентом, звонарем… Дорогов – церковный (почетный) староста, прилагающий все силы переменить колокола на церкви… Семенов – сын помощника церковного старосты…», — негодует-недоумевает местная газета.[53] Однако уже в 1929 г. священник Иоанн покинул село, и дальнейшая судьба священника нам не известна.[54] Еще раньше, в 1926 г., село покинул диакон Алексий Соколов, который, по его словам, «в голодный период с семьей выехал в Сибирь в г. Новосибирске служил диаконом» до того, как был в том же году в г. Уфе рукоположен во священника[55].

Церковь же перестала действовать, в результате чего в 1932 г. была закрыта. Президиум Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов, заслушав ходатайство Лопасненского районного исполнительного комитета о закрытии церкви с. Скурыгино, постановил: «Принимая во внимание,

1) что церковь в с. Скурыгино фактически не функционирует около 2-х лет, и здание ее необходимо использовать для культурно-просветительных целей,

2) что на расстоянии 3-х километров от с. Скурыгино имеется функционирующая церковь (с. Якшино),

3) что средства на переоборудование здания культа под культурно-просветительное учреждение согласно представленной сметы будут изысканы, Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. (о религиозных объединениях) постановляет: разрешить Лопасненскому районному исполнительному комитету церковь в с. Скурыгино закрыть, а здание использовать в указанных целях. С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК от 8.04.1929 года. Настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснив порядок его обжалования в двухнедельный срок в Президиум ВЦИК через Мособлисполком…».[56]

По словам местных старожилов, церковь была вскоре после закрытия разобрана. Вместе с церковью было уничтожено и прицерковное кладбище, на котором хоронили членов семей местного духовенства вплоть до 1916 г. Когда исчезла часовня в деревне Слепушкино, нам еще пока не известно. А часовня в д. Чернецкое сохранилась до нашего времени и в 2008 г. стала приписной к церкви святителя Николая в селе Кленово Подольского района (благочиния).

Несколько слов нужно сказать и о судьбе Екатерины Петровны Васильчиковой. Как пишет современная исследовательница Т. Разумовская, Екатерина Петровна по статье 58-10 была сослана в Ясногорский район Тульской области. Поселилась она недалеко от станции Ревякино. Жила своим трудом – стегала одеяла на продажу. Екатерина Петровна доставала лекарства и оказывала медицинскую помощь больным. Позже она ушла в монастырь в г. Серпухове, где была настоятельницей ее тетка.[57]

Однако и после разрушения церкви в селе Скурыгино в 1933-1949, а затем с 1953 г. жил священник Алексий Соколов. В 1941-1949 гг. он работал в местном лесничестве, принимая при этом, по словам клирика Богоявленского Патриаршего собора в Елохове иерея Александра Покровского, «активное участие в пении и чтении на клиросе» в ближайшей Троицкой церкви села Ваулово.[58] А в 1953-1961 гг. о. Алексий служил в церкви Зачатия Святой Анны в г. Чехове,[59]окормляя обширную территорию  обезбоженного к тому времени Чеховского района и поддерживая Зачатьевскую церковь в хорошем состоянии, несмотря на материальные затруднения.  Будучи в 1961 г. уволенным за штат,[60] священник замещал на время отпусков настоятеля вауловской церкви,[61] а также священника Ильинской церкви г. Серпухова.[62] Отец Алексий прожил 90 лет и скончался в 1979 г. Похоронен он в семейном некрополе на сельском кладбище, расположенном между с. Скурыгином и д. Слепушкино.

Возрождение церковной жизни в Скурыгинском приходе началось в самом начале ХХI в. В 2002 г. в Чеховской спецшколе, расположившейся еще в 1927 г. в усадьбе, была открыта домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», настоятелем которой был сначала назначен протоиерей Вячеслав Бобровский. В 2007 г. настоятелем домовой церкви стал иерей Евгений Хмыров, активизировавший церковную жизнь воспитанниц Чеховской спецшколы и местных жителей. При нем в 2009 г. на месте разрушенной Ильинской церкви был установлен четырехметровый деревянный поклонный крест.

М. Е. Денисов

Приложение. Список лиц, погребенных в церковной ограде

Ильинской церкви села Скурыгино в 1892-1916 гг.

Дата погребения Сведения о погребенном лице Источник
11.12.1892 «Кленовской волости деревни Чернецкой крестьянская девица Ирина Александрова Блинова» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 2773, л. 266 об. – 267.
31.03.1896 «Кленовской волости деревни Чернецкой крестьянская вдова Мария Иванова Блинова» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 2823, л. 271 об. – 272.
09.07.1896 «Кленовской волости деревни Чернецкой крестьянка Татьяна Иванова Туманова» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 2823, л. 274 об. – 275.
22.02.1898 «Кленовской волости деревни Чернецкой крестьянин Степан Федосеев Федосеев» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 2480, л. 136 об. – 137.
06.09.1903 «Священника Ильинской села Скурыгина церкви Василия Георгиева Богданова дочь Александра» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 3424, л. 41 об. – 42.
08.06.1906 «Священника Ильинской села Васильевское-Скурыгино церкви Подольского уезда Василия Георгиева Богданова сын Борис» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 3706, л. 41 об. – 42.
07.02.1910 «I Вылазочной батареи Варшавской крепостной артиллерии канонир сын умершего псаломщика сей церкви Александра Николаева Соколова Василий Александров Соколов» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 4091, л. 88 об. – 89.
25.11.1911 «Дочь заштатного умершего диакона сей церкви Григория Александрова Смоленского Стефанида Григорьева Смоленская» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 4224, л. 47.
23.12.1914 «Тульской губернии Ефремовского уезда села Козинки крестьянка Агриппина Антипова Парфенова» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 4938, л. 28.
31.07.1916 «Бывшего псаломщика Ильинской села Скурыгина церкви Александра Николаева Соколова сын Николай» ЦИАМ, ф. 203, оп. 780, д. 4938.

[1] Цит. по: Холмогоров В. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Перемышльская и Хотунская десятины (Московского уезда). М., 1889. С. 78.

[2] РГАДА. Ф. 1354. Оп 258. Ч. 1. Д. Н15.

[3] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 754. Д. 893. Л. 1-4.

[4] Согласно другому архивному документу, дьячок Андрей Андреев в 1796 г. значится уже «бывшим дьячком». См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 761. Д. 740. В 1797 г. он был взят на военную службу. Сын его, Матвей Андреев Молодов, в 1803 г. был уволен из духовного ведомства для зачисления в число приказных служителей Подольского земского суда. См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 760. Д. 275. Л. 2.

[5] Клировые ведомости Подольского уезда 1845 г. // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2646. Л. 61.

[6] В 1784 г. Андрей Ильин просил разрешения срубить в церковной роще 10 дубов, 15 осин и березок на клетку, что ему и было позволено. См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 754. Д. 876. Л. 1-2. Еще в 1782 г. сын его, Иван Андреев Перцов, был определен по ходатайству В.С. Васильчикова во дьячка к Ильинской же церкви. См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 754. Д. 94. Л. 1-4. Видимо, И.А. Перцов и дьячок Иван Андреев 21 г. – одно и то же лицо.

[7] Клировая ведомость Серпуховского, Подольского уездов и Никитской округи за 1798 г. // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1529. В Центральном историческом архиве Москвы хранится«Дело по прошению действительного камергера Василия Семенова сына Васильчикова о построении в сельце его Скуридине, состоящем Хатунской десятины, в приходе Ильинской церкви, что в погосте Ильинском, каменной церкви вместо Ильинской с тем же наименованием», датированное с 29.11.1782 по 02.08.1789 гг. (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 754. Д. 8). Однако, к сожалению, это дело исследователям не выдается, так как требует реставрации.

[8] Страховая оценка строений Ильинской церкви в с. Васильевском-Скурыгине. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 881. Л. 11-11 об.

[9] Отец Иван Диомидов упоминается в качестве священника с. Скурыгино в 1812 и 1815 гг. Имел сына – Павла Ильинского, который в 1815 г. был уволен из духовного сословия в число канцеляристов Подольского уездного суда. См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 10а.

[10] Метрическая книга церквей Подольского уезда за 1812 г. // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1066. Л. 46.

[11] Цит. по: Прокин А. М., Макаров А. В., Соловьев Ю. Ф.Колыбель и Слава предков. М., 1998. С. 46.

[12] РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1032. Л. 296 об. – 297.

[13] Об освящении Ильинской церкви села Васильевского Подольской округи // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 752. Д. 1066. Л. 1-2.

[14] Письмо А. И. Архаровой от 04.09.1819 г. // ГАРФ. Ф. Р-5849. Оп. 1. Д. 2. Л. 115 об.

[15] Надпись на металлической плите: «Здесь погребена надворная советница Александра Петровна Васильчикова».. См.: Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 3968. л. 8 об.

[16] 97 пудов 27 фунтов равняется 1306 килограммам.

[17] Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 3968. л. 9 об.

[18] Надпись на металлической плите: «Под сей доской погребено тело двора Его Императорского Величества пажа Василия Александровича Васильчикова. Род. 1813 г.». См.: Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 3968. л. 8 об.

[19] Надпись на металлической плите: «Василий Алексеевич Васильчиков. Род. 1825 г. 6 сент. Сконч. 1861 г. 8 июля». См.: Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 3968. л. 8 об.

[20] Великий князь Николай Михайлович. Русский провинциальный некрополь. Т. 1. М., 1914.

[21] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 207. Д. 1479. Л. 60 об.-61, 100.

[22] ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 2261. Л. 97 об.

[23] Клировая ведомость церкви Рождества Христова у озера Данилищево // ЦИАМ. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 466. Л. 166 об.

[24] Архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 3968.

[25] За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910. С. 504.

[26] Введенский Д. Из села Васильевского-Скурыгина, Подольского уезда. Симпатичная особенность сельского празднества. Корреспонденция. //Московские церковные ведомости (МЦВ). 1899. №33.

[27] Страховая оценка … Л. 12.

[28] Клировая ведомость. // ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 43.

[29] Альтшуллер Б. Л. и др. Центральный исторический архив г. Москвы. Документальные материалы, сохранившееся по строительству в ф. 203 «Московская Духовная консистория» //ЦИАМ.

[30] Вельяминово (Чернецкое) //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 10. 1990. С. 868.

[31] Умерли // официальный отдел (Оф. от.) МЦВ. 1885. №3.

[32] В годы служения священника Василия Александрова Протопопова в с. Скурыгино у него родились сыновья: в 1883 г. – Михаил (см.: ОР РГБ. Ф. 763. К. 15. Ед. хр. 3. Л. 229), а в 1887 г. – Алексей. Священник Алексей Васильевич Протопопов служил в церкви преподобного Александра Свирского в селе Ново-Александровка Шаховского района Московской области. В 1935 г. осужден к заключению в ИТЛ на 5 лет. См.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 26727.

[33] Очевидец. Священник В. Г. Богданов // МЦВ. 1917. №5. С. 41-44.

[34] Дело о неблагоповедении и неисправности по службе священника села Васильевского, Скурыгина тож, Подольского уезда, Василия Богданова. // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1516. Л. 8-8 об.

[35] Резолюциями Его Высокопреосвященства от 26 апреля за №№ 1571 и 1572 награждены священники… // Оф. от. МЦВ. 1901. №18.

[36] Очевидец. Священник В. Г. Богданов //МЦВ. 1917. №5.

[37] Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1907. №19; Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1907. №23-24.

[38] Очевидец. Священник В. Г. Богданов //МЦВ. 1917. №5.

[39] Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1896. №10; Умерли // Оф. от. МЦВ. 1896. №11.

[40] Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1908. №42.

[41] Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1909. № 51-52.

[42] Утверждены в должности церковных старост //Оф. от. МЦВ. 1899. №21.

[43] Очевидец. Священник В. Г. Богданов //МЦВ. 1917. №5.

[44] Распоряжения епархиального начальства //Оф. от. МЦВ. 1915. № 32.

[45] Наряд личных дел лиц, лишенных избирательных прав на букву С //Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 6807. Оп. 1. Д. 21. В Государственном архиве Российской Федерации, в деле «по ходатайству И.Ф. Сарыкина о возвращении дома», отложились копии завещания 1914 г. и расписки 1915 г. священника В. Богданова, касающиеся передачи его имущества к зятю, священнику И. Сарыкину. Расписка гласит: «Я, нижеподписавшийся заштатный священник Ильинской села Васильевского-Скурыгина церкви Подольского уезда, уволившись в заштат, сдал свое место священническое учителю Лаврской Наугольновской школы Ивану Филипповичу Сарыкину. При сем в виде приданого отдаю мой дом, находящийся в селе Скурыгине-Васильевском, с обстановкой и принадлежащими к нему пристройками и корову, в чем и свидетельствую своей подписью 1915 года сентября 3 дня. Заштатный священник Ильинской села Васильевского Скурыгина церкви Подольского уезда Василий Богданов». См.: ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 75. Д. 1877. Л. 10.

[46] ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 75. Д. 1877. Л. 7 об.

[47] Клировая ведомость Ильинской села Скурыгина церкви Подольского уезда Московской губернии за 1923 г. // РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 233. Л. 217 об.-218.

[48] Регистрационная анкета на служителя религиозного культа. Соколов Алексей Александрович // Архив Московской епархии (АМЕ), личное дело священника А. А. Соколова.

[49] Клировая ведомость… Л. 217 об.-218.

[50] Опись движимого имущества Ильинской церкви при селе Скурыгино Молодинской волости Подольского уезда // ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 303.

[51] Черный. Поповское самообложение // Подольский рабочий (ПР). 1928. №50.

[52] Федоров Н. «Коллективная» пьянка // ПР. 1928. №93.

[53] «Церковный» сельсовет // ПР. 1928. №71.

[54] Наряд личных дел…. Возможно, отъезд священника И. Сарыкина из села был вызван тем, что его дом 57 кв. м, построенный еще в 1896 г. и перешедший ему по наследству от священника В. Богданова, был муниципализирован. Обжалование этого во ВЦИКе в 1930-1931 гг. положительных результатов не дало. См.: ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 75. Д. 1877.

[55] Прошение священника А. А. Соколова митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю // АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.

[56] Постановление Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов р., к. и к. д. // ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 910. Л. 259.

[57] Разумовская Т. Васильчиковы на Лопасненской земле // Альманах Мелихово. 1998.

[58] «Справка», данная священником Александром Покровским от 21.08.1949 г. // //АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.

[59] Справка священника Соколова А. А. №522 от 07.09.1953 г. //АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.

[60] Указ митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима священнику Соколову А. А. №603 от 24.04.1961 г. // АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.

[61] Командировочные удостоверения священнику Соколову А. А. №947 от 29.08.1966 г., №1095 от 28.09.1969 г., №651 от августа 1973 г., №665 от 12.09.1974. // АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.

[62] Командировочное удостоверение №1218 от 02.11.1967 г. священнику Соколову А. А. // АМЕ, личное дело священника А. А. Соколова.